Главная » 2013 » Октябрь » 29 » Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков (С), (Ш), (З),(Ж)».
21:15
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков (С), (Ш), (З),(Ж)».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков  (С), (Ш), (З),(Ж)».

 

Цель. Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков                               (С), (Ш), (З),(Ж).

Задачи:

·         развитие фонематическое восприятие;

·         развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания;

·         активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления;

·         обогащение словаря;

·         формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью;

·         закрепление умения согласовывать прилагательные с  существительными; 

·         формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

·         стимулирование детей к речевым высказыванием;                                                                                                  

·          воспитывать желание активно работать  на занятии, доброе отношение друг к другу.

Оборудование:   плоскостные фигурки (ежонок, лисонька, мишка, зайчонок); изображение кузнечика, стрекозы, ужей, лягушки, жука, шмеля, осы; картинки воздушного шара, луга; набор предметов из бумаги, пластмассы, металла, стекла, кожи; игрушки (жираф, носорог, мартышка, слон).

                                                          Ход занятия.

1.Оргмомент.

Психогимнастика.

Вокруг себя повернитесь и в зверей вы превратитесь.

Изобразите зайчишку-трусишку, храброго ежонка Тишку, хитрую Лиску, неуклюжего Мишутку.

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня будем повторять звуки (С), (Ш), (З),(Ж) и сочинять сказку про Ежонка-путешественника и его друзей.  Вначале давайте разомнемся.

3.  Биоэнергопластика .

    1.. «Лопатка».

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая -сверху ладонью вверх.

2. «Желобок».

Я послушный язычок

Превращаю в желобок.

Узкий, узкий желобок

По нему ручей течет.

Язык лежит на нижней губе, кончик -узкий, а боковые края загнуты в желобок; ладони соединены - от кистей до кончиков мизинцев.

3. «Чашечка».

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

Язык удерживает чашечку»; локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая - «лежит» на кулаке («чашечка»).

4. «Грибок».

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять —

Гриб мне надо удержать.

Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка; одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая -«лежит» на кулаке («шляпка»).

5. «Горка».

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), кисть второй «лежит» на первой, а пальцами касается стола («горка»).

6. «Лошадка».

Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает.

Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней.

7. «Часики - качели».

Вправо, влево язычок,

Словно маятник часов.

Вверх - вниз, вверх - вниз,

На качелях удержись!

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, затем вверх, вниз; руки ладонями вниз, не касаясь стола, также раскачиваются вправо, влево, затем вверх, вниз.

      4. Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

5. Произношение звуков в словах и словосочетаниях. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений. Словообразование.

                         Выставляются фигурки зверят.

Жил был ежонок Тишка. Однажды он получил телеграмму: «Ждем в гости. _ираф». Какой звук пропущен? (ж). От кого телеграмма? (От жирафа.) Ежонок пригласил в путешествие своих друзей, а кого — угадайте сами;

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы.

                           (Заяц)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

 Спит в избушке снеговой.

                                        (Медведь)

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее  …..  (лиса).

  На каком виде транспорта, в названии которого есть звук  С , они могут добраться? (На самолете, на паруснике.) Выставляются картинки.

Друзья выбрали ... (воздушный шар) Стали его надувать (Вдох через нос , выдох через рот)                                       Затем решили они взять по­дарки, сделанные из бумаги, стекла, пластмассы, фаянса, шелка, шерсти и кожи.

Выкладываются предметы.

Какие это были подарки? (Кожаная сумка, кожаный коше­лек, кожаный ремешок, бумажные салфетки, фаянсовая чаш­ка, солонка, металлическая кружка, хрустальная ваза, позо­лоченные ложки, металлический нож с пластмассовой ручкой, шелковая косынка, шерстяная шапочка). Назовите слова со зву­ками с, ш, з, ж. Что здесь прозрачное? Острое? Широкое? Узкое? Показ руками широкой кружки, узкой вазы.

Потрогайте кожаные, шелковые, металлические предметы. По­чувствуйте, какие они разные на ощупь.

Взяли путешественники все подарки, погрузили... (в воздуш­ный шар) и полетели.

Выставляются картинки: поля, сады, леса. Дети исправляют пред­намеренно неправильно произнесенные логопедом согласования.

Они пролетали над: «зеленый лес» (зелеными лесами), «широкое поле» (широкими полями). На поле растет рожь, значит, какое это поле? (Ржаное.) На этом поле пшеница, это поле ... (пшеничное). Над какими полями пролетает воздушный шар? Над какими садами?

6. Произношение звуков с, ш, з, ж в предложениях. Ус­воение родительного и творительного падежа имен суще­ствительных

«Давайте сделаем остановку», — предложил Мишка. Дога­дайтесь, куда приземлилась друзья.

Даются «рассыпанные» звуки л, у, ж, о, к. (На лужок.)                                                                   

                                     Проблемная ситуация.

 Зайчишка, вылезая из шара, повредил ножку.                                                                       Что бы вы сделали, увидев это?            (Ответы детей.)

Вышли путешественники на лужок и увидели ... (стрекозу, кузнечика, ужат, лягушонка, шмеля, жука, осу).    Выставляются картинки.

В каких словах звучат звонкие согласные з, ж, а в каких словах —                             глухие согласные с, ш?

7. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Сигнальщики»

Если услышите звук (Ш), то поднимаем сигнальную карточку с этим звуком. То же со звуком (Ж),(С), (З).

8. Физминутка "Кошка"

 

9. Пальчиковая гимнастика.

                «Каша»

10.  Словообразование.  Рифмовки-путаницы.

     Зайчишка- трусишка захотел поиграть  в игру с друзьями.

Кошка ловит «миску»,                                   Пожарный носит «кашку»,

Мама моет «мышку».                                   Саша ела «каску»

На виду у детворы                                         Танцует Миша в «машке»

«Крысу» красят маляры.                              Конфету дали «маске»                                                        

 

Дети   хором  вместе с логопедом повторяют рифмовки, заменяя «путанные» звуки и слова на правильные.

 

11. Произношение звуков с, ш, з, ж в предложениях

 Как вы думаете  кому и что подарили наши путешественники?  ( Ответы детей)

Кто с кем под­ружился?

Пригласили друзья обитателей луга с собой?

12. Звуко-слоговой анализ и синтез

Вызовем им «мо-са-лет». (Самолет.) Только приземлился самолет в Африке, как его окружили разные звери. Угадайте, кто прибежал.

Выполняется несколько заданий:

а) узнавание слова «слон» по звуковой схеме;

         б) разгадывание ребуса; например, показывают рисунок, на кото­ром между носом и рогом находится буква о (носорог);

в) узнавание слова «жираф» по первому и последнему звуку: «ж_ ,__ ф». (Жираф.)

13. Произношение звуков с, ш, з, ж в связной речи

Давайте послушаем, как животные знакомятся друг с другом. Приводится пример рассказа-описания.

У меня прозрачные длинные крылья, круглые изумрудные глаза. Я летаю. Кто я?

Рассказы детей от имени животных и насекомых.

14.  Проблемная ситуация

Смогут ли путешественники остаться в Африке?

15. Итог занятия

Какие звуки мы повторяли в путешествии? Кто нам помогал? Давайте повеселимся вместе с новыми друзьями. Звучит музыка. Дети танцуют.

 

 

Просмотров: 538 | Добавил: galia | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: