Игры и
упражнения на развитие мелкой моторики
рук.
Мелкая моторика — это
способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук
и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и
костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Почему?
Область мелкой
моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки
мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в
руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру,
писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.
Развитие мелкой
моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество
бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать
пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме
этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук
и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее
и лучше заговорить.
Учёные доказали
тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к
моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный
центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется!
Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного
формирования навыков речи.
К сожалению, в
последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у
которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад
процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто
в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки
на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно
завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои
пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой
моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания
ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая
моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она
страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с
письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
Развитие
мелкой моторики у детей — это естественный процесс, она начинает развиваться
еще в младенческом возрасте на базе общей моторики. Ребенок начинает с простых
хватательных жестов, потом учится перекладывать предмет из руки в руку,
осваивает «пинцетный захват». В два года ребенок уже способен правильно
держать ложку и карандаш, начинает рисовать.
Начинать
работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже
грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика),
воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В
раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения,
сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных
навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать
шнурки и т. д.
Задача
педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие
мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь
ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать,
если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему
вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в
детском саду, так и дома.
Пальчиковый тренинг
Простые
- Сжать пальцы
в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 - 5 раз.
- С силой
сжимать и разжимать пальцы. 5 - 6 раз.
- Выпрямить
пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения
сначала влево, затем вправо. 4 - 6 раз.
- Выпрямить
пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 - 6 раз.
- Развести
прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с
мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца,
вернуться в исходное положение. 3 - 4 раза.
- Сжать пальцы
в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться
к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются
сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до
10 - 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями
и сделать массаж.
Комплексы упражнений (потешки)
- "Дружба"
"Дружат в нашей группе девочки и
мальчики".
Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
"Мы с тобой подружим маленькие пальчики".
Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.
"Раз, два, три, четыре, пять".
Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.
"Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать".
Руки вниз, встряхнуть кистями.
- "Прогулка"
При выполнении этого упражнения дети сидят на
своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от
себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.
Пошли пальчики гулять,
пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы
прыжками двигаются по столу.
А вторые - догонять,
ритмичные движения по столу указательных пальцев.
Третьи пальчики - бегом,
движение средних пальцев в быстром темпе.
А четвертые - пешком.
медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.
Пятый пальчик поскакал
ритмичное касание поверхности стола мизинцами.
И в конце пути упал.
стук кулаками по поверхности стола.
- "Человечки"
Побежали вдоль реки.
движение указательных и средних пальцев по поверхности стола
от себя к краю
Дети наперегонки.
Повторить несколько раз.
- "В
гости"
В гости к пальчику большому
выставляются вверх большие пальцы обеих рук
Приходили прямо к дому:
Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются
Указательный и средний,
поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих
руках одновременно.
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы
Постучался на порог.
кулаки стучат друг о друга
Вместе пальчики - друзья,
ритмичное сжимание пальцев в кулаки
Друг без друга им нельзя.
- "Ну-ка,
братцы, за работу!"
"Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова нарубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить,
А тебе - обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять".
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак,
поочередно разгибают все пальцы.
- "Алые цветки"
"Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают".
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы
медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук,
затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания
головкой цветка.
- "Апельсин"
"Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!"
Начинать с мизинца, загибать попеременно все
пальцы.
- "Прятки"
"В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали".
Сжимание и разжимание пальцев рук.
Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук)
- Надавливание
сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца,
середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук
меняется.
- Растирание
ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
- Растирание
ладоней движениями вверх-вниз.
- Растирание
боковых поверхностей сцепленных пальцев.
- Разминание,
затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
- Грецкий
орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно
увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими
орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
- Надавливание
незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша
вправо, влево.
- Разминание
кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
- Сейчас в
продаже есть множество игр, целенаправленно развивающих соответствующие
навыки. Но нет ничего проще, чем использовать подручные средства, которые
есть в любом доме. Итак, несколько упражнений для развития мелкой
моторики:
- "Резиночка". Для этого упражнения
можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров.
Пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех
пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую
сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
- "Каляки-маляки". Берем поднос и
рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для
рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске"
линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты,
круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
- "Солнышко улыбается". Упражнение от
Марии Монтессори. Вырезаем из плотной бумаги круг и рисуем на нем
улыбающееся солнышко. Покупаем большое количество цветных скрепок и
прикрепляем их по периметру. Можно поиграть с цветами: например,
нанизывать сначала желтую скрепку, потом зеленую, потом красную. Или 3
желтых, 3 зеленых, и так далее. Здесь в упражнение добавляется счет.
Объясните ребенку, почему солнышко улыбается: оно довольно, потому что с
ним играют.
- "Мозаика". Соберите пуговицы разных
цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и
фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины,
выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика.
Мальчиков можно заинтересовать чисто "мужскими" играми.
- Например,
навинчивать гайки на болты или нажимать на кнопки импровизированного
пульта управления (можно взять старый, уже отслуживший пульт от телевизора
без батареек). Хочешь, представляй, что ты шофер, хочешь - пилот самолета
или танкист.
- Очень
полезны игры, сопровождаемые короткими ритмичными стихотворениями.
Например:
- Натягиваем
веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На
каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: "Прищеплю
прищепки ловко я на мамину веревку".
- Берем
решетку для раковины, которая состоит из множества "ячеек".
Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим
клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить"
можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя
одновременно, говоря: "В зоопарке мы бродили, К каждой клетке
подходили, И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят".
- Особое
место в играх на развитие моторики занимают рисование и лепка. Маленький
художник может начинать творческую деятельность с рисования масляной
пастелью. Если не найдете ее в продаже, подойдут восковые мелки. Они
помогут малышу научиться держать мелок двумя пальчиками (а там и до
держания ручки-карандаша рукой подать).
- Рисуйте
различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и
треугольники, закрашивайте их. Если не получается, поначалу возьмите руку
малыша в свою и помогайте ему. Бумага должна быть довольно большого
размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо. Со временем
перейдете на фломастеры и краски.
- Лепить
можно из пластилина, а можно - из теста. Тесто, безусловно, гораздо
безопаснее. Лепить сначала можно невразумительные "комки", потом
- простые фигурки, буквы. Со временем поучитесь на ощупь узнавать вылепленные
буквы. В тесто можно втыкать разные мелкие предметы: зернышки, горошины,
те же пуговицы.
- В развитии
мелкой моторики действует то же правило, что и в развитии других навыков:
больше игры, меньше принуждения. И регулярность. Не стоит потакать капризному
"не хочу, не буду". Придется проявить дипломатические
способности. Будьте терпеливы, настойчивы и мудры.
Но даже без лишних трат можно устроить
ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:
- Крупы
(запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает
какая-то игрушка – так даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить
сортировку и перебирание различных круп)
- Природные
материалы: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки, палочки
- Кухонная
утварь
- Различные
емкости, пузырьки, коробочки
- Молнии,
шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных
размеров, форм, цветов и текстуры
- Бусины и
кольца очень интересно нанизывать на тесьму
- Из
спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки
(конечно же, под присмотром родителей)
- Мальчики
особенно оценят болты и гайки, а также вышедшие из строя технические
приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на
пользу одевание-раздевание любимых кукол.
А какой ребенок не любит
приклеивать-отклеивать магниты на холодильнике? Это занятие можно разнообразить
по своему желанию и возможностям. Позволяйте также кушать руками «мелкую еду»
(горошек, кукурузу, ягоды), чистить вареные яйца, картофель в мундире,
мандарины. Очень занятным будет надевать скрепки на картон или прищепки на
веревку. Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить
помогать в уборке по дому:
- Подметать
и собирать мусор, а также мыть полы.
- Собирать
с пола соринки, помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы
(пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
- Разбирать
расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки,
отшелушивать пленку с жареных орехов.
- Лепить
из теста печенье и украшения к пирогу.
- Открывать
почтовый ящик или входную дверь ключом.
- Пытаться
самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться.
Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог
наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки.
Пробовать зашнуровывать кроссовки.
- Помогать
сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно
влияет на зрение).
- Вешать
белье (нужно натянуть веревку для ребенка).
- Помогать
родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн,
зубной пасты и т.п.
- Собирать
на даче или в лесу ягоды.
- Доставать
что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
- Искать
край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
- Перелистывать
страницы книги.
- Затачивать
карандаши (точилкой) и стирать нарисованное ластиком.
Важные правила в процессе развития мелкой
моторики у детей
- Занятия
должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу
какую-то забавную историю или даже сказку.
- Игры и
занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно
помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
- В ходе
игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте
сценки.
- Важно,
чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А
также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное
удовольствие.
- Нельзя
заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет
рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
- Выбирайте
игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
- Старайтесь
перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой
моторики.
- Но ни в
коем случае не занимайтесь всем сразу.
- Не
забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле
абсолютно неуместна!
- Контролируйте
время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не
переутомляйте его.
- И не
ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!
Постарайтесь, чтобы в
дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:
- рисовать,
используя в изображениях мелкие детали;
- раскрашивать,
не заходя за контур и не оставляя пробелов;
- вырезать
крупные многоугольные фигуры;
- лепить из
пластилина мелкие детали;
- застегивать
и расстегивать пуговицы;
- одеваться
и обуваться;
- шнуровать
обувь и завязывать шнурки, застегивать молнии;
- наливать
в чашку молоко из пакета;
- умываться
и чистить зубы.
Помните, что любой процесс
обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими
родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его
рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш
ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!
|